d88


Я люблю франшизу "Парк Юрского периода". Но прежде всего я люблю первоисточник – книги, а фильмы разве что потому, что они сняты по этим самым книгам. Если сравнивать фильмы и книги – то здесь примерно та же ситуация, что и с тем же "Гарри Поттером", например. То есть, книги настолько шикарны, а фильмы настолько урезаны и упрощены, что на фоне книг смотрятся довольно бледно. Но они всё равно мне нравятся. Все без исключения, не смотря ни на что. Ведь они дают нам возможность посмотреть на динозавров, которые даже по современным меркам выглядят весьма натурально.

И я не понимаю, почему у второго и третьего фильма такая плохая репутация. Я знаю, что там есть недостатки, но это всё равно фильмы-аттракционы, которые дают возможность взглянуть на качественно сделанных динозавров. Если это не имеет значения, то зачем вообще смотреть фильмы о динозаврах? Понимаю, хочется и сюжет получше, и персонажей поинтереснее, ну так ведь и первый фильм в этом плане далёк от идеала. Я уж молчу про "Мир Юрского периода", который, не смотря на все свои глупости, всё равно имеет огромный успех. И вообще – те, кто называет второй и третий фильм говном – а вы посмотрите "Эру Юрского периода". Посмотрите на дно, просто чтоб понять, на каком высоком уровне сделаны все фильмы по "Парку". Как в сюжетном плане, так и в графическом. Ведь даже сейчас они являются лучшими в своём роде, и до сих пор никто не смог сделать хоть мало-мальски достойную альтернативу. Серьёзно, посмотрите на список фильмов о динозаврах в Википедии, достойных альтернатив вы не найдёте. Разве что есть пара годных сериалов, но среди полнометражек ничего подобного точно нет.

В общем, может, это только моё мнение, но сам я, как любитель динозавров, с удовольствием пересматриваю все фильмы серии. И уж точно могу сказать, что вторая и третья часть всяко интереснее, чем "Мир Юрского периода". Потому что он совершенно другой. Это такой типичный голливудский блокбастер. Динозавры в нём выглядят типичными голливудскими монстрами, они не завораживают и не пугают, и наблюдать за ними неинтересно. К тому же на первом плане там даже не настоящий динозавр, а какая-то подделка, которой в природе никогда не существовало. И какой интерес на неё смотреть? Не более интересно, чем на какого-нибудь Кинг Конга или Годзиллу. И ещё этот фильм совсем не страшный, ну ни капли напряжения. Динозавр может хоть пачками жрать людей, и это не вызывает никаких эмоций. А утверждения, что фильм давит на чувство ностальгии – вот этого я никогда не понимал. Хотите ностальгию, так смотрите оригинальный фильм, в чём проблема? Но я не говорю, что "Мир Юрского периода" – плохой. Он просто совершенно другой. И все следующие фильмы про динозавров, скорее всего, тоже будут другими, и уже не смогут дать нам то, что давали все три части "Парка". А именно – динозавров, которые преподносятся как настоящие животные, и напряжённые сцены с их участием.

Но уточню – я не утверждаю, что второй и третий фильм идеальны и там не к чему придраться. Просто я не считаю, что имеющиеся в них недостатки делают фильмы такими уж плохими. Если же говорить о первом фильме, то из всей франшизы он-то как раз и является рекордсменом по числу ляпов и глупостей. Да что уж говорить, весь сюжет построен из них. Даже не побоюсь сказать, что сценарий здесь просто халтурный. Создатели, судя по всему, сосредоточились на динозаврах, и сцены с ними получились действительно превосходными. А вот сюжетом и съёмками других сцен им, видимо, было заниматься неинтересно. И в результате получилось то, что получилось.

Особенно все ляпы и недостатки бросаются в глаза, если знать первоисточник. Да, книга и фильм – это разные художественные произведения, однако, это не значит, что их нельзя сравнивать. Сравнивая, мы сможем увидеть, сколько же здесь было изменений в худшую сторону.

Итак, разбор фильма "Парк Юрского периода" режиссёра Стивена Спилберга, по роману Майкла Крайтона.



Для начала скажу о персонажах. Среди них есть двое, которые по сравнению с книжными прототипами, в фильме получились лучше. Первый – это Ян Малкольм. В фильме он более обаятельный и не такой занудный. Второй – Джон Хэммонд – основатель Парка. В фильме он такой добрый дедушка, который вдохновился идеей создать заповедник с динозаврами, но когда увидел, к чему это привело, пересмотрел свои взгляды. В книге же Хэммонд был менее приятным стариком, и, не смотря на произошедшую на острове трагедию, от своей идеи не отказался., Он намеревался начать всё заново – купить ещё один остров и построить новый парк там. И чтобы этого не случилось, автору пришлось убить книжного Хэммонда.

Можно ещё вспомнить Денниса Недри – он отрицательный персонаж, но в фильме получился довольно прикольным. Про остальных персонажей, к сожалению, я не могу сказать, что в фильме они интереснее или хотя бы приятнее, чем в книге. Как минимум, они просто никакие, но некоторые и вовсе стали хуже. Например, главный герой – Алан Грант. В книге он жизнерадостный и любит детей, в фильме – угрюмый и не любит детей. Причём, с чем была связана такая перемена, непонятно. Может быть, сценаристу показалось, что из-за этого будет больше напряжения в том, что Грант оказался в джунглях именно с детьми? Ну так это всё равно никак не обыгрывается, и отношение Гранта к детям в этой части фильма никак не проявляется. Оно проявилось лишь тогда, когда герои рассаживались по машинам, и Грант не хотел ехать в одной машине с Тимом. Но знаете, в книге они и без этого оказались в разных электромобилях.

Кстати о детях. Они тоже заметно отличаются от образов из книг. В книге Тиму было одиннадцать лет, а Лекси – восемь, но в фильме их возраст поменялся местами. С чем это связано? Лишь с тем, что Спилбергу приглянулся мальчик, которого он и решил взять на роль Тима. И если сам Тим в фильме получился, в общем-то, неплохим, то из Лекси сделали какую-то лохушку. То она делает что-то глупое, то на неё динозавр чихает. Очень смешно, ага.

И персонаж, которому досталось больше всех – это Дональд Дженнаро – адвокат, который пытался спрятаться в туалете, но тираннозавр до него всё равно добрался. В книге это совершенно другой персонаж. Он там вообще не погиб, оставался жив до самого конца. Он не был труслив, разве что к концу книги у него сдали нервы. Но в целом он неплохо себя проявил, сопровождал Малдуна в охоте на тираннозавра, а потом помогал ему расправиться с велоцирапторами. Он был неплохо развит физически, даже смог сбросить с себя атаковавшего его раптора и вышел из этой схватки живым. И вот этому персонажу в фильме была отведена лишь роль жертвы тираннозавра. Нет уж, извините, там это был кто угодно, но точно не Дженнаро.

В книге, кстати, тираннозавр вообще никого не убил. Но фильм же не может без этого обойтись, зрителям нужна жесть! Семейный фильм, ага. Ну ладно, пусть тираннозавру была нужна жертва. Но вопрос – а почему на эту роль нельзя было взять другого персонажа – Эда Реджиса? В книге Эд Реджис был журналистом, должен был заниматься рекламой Парка. Однако, ему постоянно давали какие-то сторонние поручения, например, сопроводить раненого в госпиталь. А во время основных событий книги он проводил экскурсию для гостей и присматривал за внуками Хэммонда. Он сопровождал гостей и во время поездки по парку, а когда отключилось электричество, и машины остановились возле вольера с тираннозавром, именно Реджис сбежал оттуда и попытался спрятаться в джунглях. Погиб он позже, когда его обнаружил тираннозавр-подросток. В общем, действия Дженнаро из фильма почти копируют действия Реджиса. Кроме того, насколько мне известно, в первоначальной версии сценария Реджис и в самом деле должен был появиться в фильме, а Дженнаро там не было. Но потом его таки добавили в фильм, а Реджиса вырезали. Почему – непонятно. Можно предположить, что сценаристам просто понадобился юрист для завязки сюжета. Ведь именно он организовал проверку Парка и потребовал пригласить туда ещё и учёных-экспертов. А началось всё с несчастного случая, в результате которого погиб рабочий, и инвесторы усомнились в безопасности Парка. То есть, вроде как, если бы не понадобилась проверка, то и сюжета бы не было. Но лично я считаю, что первые две сцены фильма – несчастный случай и разговор Дженнаро с каким-то представителем Хэммонда – не так уж и нужны, вполне можно было обойтись и без них. Можно было начать фильм сразу со сцены с раскопками и представлением Алана Гранта. Какой тогда был бы повод пригласить учёных на остров? Такой же, что и в книге – продемонстрировать Парк до открытия нескольким учёным и узнать их мнение.

Ну и вот, собственно, переходим к разбору сюжета. Итак, необязательная сцена №1. Надо сказать, что начинается она, в общем-то, неплохо. Ночь, джунгли, напряжённая обстановка – всё это уже задаёт тон картине. Однако, если вдуматься, то что вообще там происходит? Почему транспортировкой динозавра занимаются ночью? Почему рабочий упал, почему дверь клетки открылась, и почему велоцираптор вместо того, чтобы выскочить на свободу, предпочёл затащить рабочего к себе? Вот серьёзно, почему раптор не воспользоваться моментом и не попытался сбежать? Видимо, сидение в клетке его вполне устраивало, вот только поесть захотелось. Ну, сами виноваты, надо было кормить лучше. Ну а если серьёзно, то создатели просто не хотели лишний раз показывать нам динозавра. Ведь это добавило бы им работы, да и интригу нужно было сохранить. Но тогда зачем, вообще, эта сцена нужна?

Необязательная сцена №2. Дженнаро приезжает к янтарной шахте и разговаривает с неким Хуанито, который, видимо, руководит раскопками. Из диалога мы узнаём о готовящейся инспекции Парка и о том, кого в неё хотят пригласить. Гениально, что ещё сказать? Конечно, с кем же ещё адвокату обсуждать такие вопросы, кроме как с бригадиром шахтёров? Правда, из диалога можно понять, что Дженнаро приехал сюда не ради разговора с Хуанито, а чтоб встретиться с Хэммондом. Вот только вопрос – с чего бы им назначать встречу около шахты? Более подходящих мест не нашлось? Ну и в целом, смысла в этой сцене немного. То, что мы в ней узнали, мы бы узнали позже и без неё. А показывать, что они добывают янтарь, совсем необязательно, мы бы и так поверили, когда позже об этом будут говорить.



Далее нас знакомят с Грантом и Элли, и демонстрируют, что Грант не любит детей. Потом появляется Джон Хэммонд и приглашает Гранта и Элли на свой остров. Причём, судя по всему, вылетают они сразу же после этого разговора.



Следующая сцена происходит в Сан-Хосе – столице Коста-Рики. Льюис Доджсон, чью личность не раскрыли в фильме, встречается с Денисом Недри – программистом "Парка Юрского периода". Доджсон передает Недри деньги, и из разговора мы понимаем, что Недри должен для него украсть у Хэммонда несколько эмбрионов. Как я уже говорил, Недри в фильме получился прикольным, и мне всегда нравился тот момент, когда Доджсон просит не называть его по имени, на что Недри начинает орать: "Доджсон! С нами Льюис Доджсон!" А потом обращается к нему: "Видишь? Всем плевать". Неудивительно, что этот эпизод породил целую серию мемов.







Но вернёмся к главным героям, которые летят на остров Хэммонда. В сцене полёта на вертолёте нас знакомят с ещё одним персонажем – математиком Яном Малкольмом. Очень яркий и запоминающийся персонаж. Именно ему принадлежат такие известные фразы, как "Жизнь найдёт путь", "Что у них там? Кинг-Конг?" и "Большая куча дерьма". Кстати, некоторым непонятно, начерта Хэммонд пригласил инспектировать биологический парк математика. В книге это объяснялось. Дело в том, что Хэммонд ещё до начала строительства Парка нанял Малкольма консультантом, как специалиста по сложным системам. И Малкольм с самого начала прогнозировал, что им не удастся контролировать живую природу, и поэтому Парк обречён на катастрофу.

Во время полёта Малкольм ведёт себя как настоящий мудак. Сначала его почему-то смешит то, что Грант и Элли занимаются тем, что выкапывают динозавров. Забавно, но подобный момент был в книге, только там над этим смеялся сам Хэммонд. Его можно понять – мол, у нас же есть живые динозавры, а они всё останки изучают. Киношный Малкольм, конечно, мог рассуждать так же, но он ведь вообще против Парка и воссоздания вымерших животных. Так что это несколько странно. Ну да ладно. Далее Хэммонд говорит Малкольму, что тот ведь так и не объяснил, почему считает Парк опасным. Кстати, зачем вообще он завёл этот разговор? Он что, хотел, чтоб Малкольм заранее проболтался при Алане и Элли, что речь идёт о Парке с динозаврами? Но, к счастью, Малкольм ничего не объясняет, а как истинный мудак начинает троллить Гранта и Элли. "Вы слышали о теории хаоса? А о нелинейных уравнениях? А об аттракторах? Я не верю, что вы не знаете, что такое аттракторы!" Ну да, конечно, они же учёные, а все учёные должны знать математические термины и теории. Ох, попробовал бы Хэммонд начать эту беседу с книжным Малкольмом, тот пустился бы в длинные рассуждения на несколько страниц. Я понимаю, что в фильме подобные рассуждения были бы не к месту, но это не значит, что их должен заменить троллинг главных героев. Кстати, в нашем дубляже Малкольм вместо «аттракторы» говорит «законы притяжения». Из-за этого ничего не понимающие Грант и Элли в глазах зрителей выглядят ещё более глупыми.



Но сценарист, видимо, решил, что они ещё недостаточно унижены, надо больше! И далее нам показывают, как при приземлении Грант и Элли не могут пристегнуть ремни безопасности (а как они пристёгивались, когда взлетали? И вообще, будучи палеонтологами, они что, в первый раз в жизни летят на воздушном транспорте?). Малкольм довольно лыбится, глядя на их безуспешные попытки. Вот кто придумал эту сцену?! Режиссёр? Сценарист? И зачем? Одних персонажей унизили по полной, другого выставили антагонистом, и всё это для сюжета не имеет никакого значения! К счастью, в дальнейшем Малкольм уже не будет выставляться таким козлом.

Вертолёт приземляется, и к этому моменту Хэммонд успел телепортироваться на место возле двери, поэтому вылезает из вертолёта первым. Далее герои рассаживаются в два ярко раскрашенных джипа с логотипами Парка. И ни у Гранта, ни у Элли не вызывает никаких вопросов, почему на логотипах изображены скелеты динозавров и написано "Jurassic park". Всё нормально, ничего странного. Сам Хэммонд, конечно, тоже мастер создавать интриги, ага. В книге, кстати, такие джипы были, и выглядели практически так же. Но в этом фрагменте герои не ехали на них, они шли пешком. Ну а здесь джипы везут их по острову и вскоре выезжают на открытую местность, и Хэммонд велит остановиться. Элли начинает рассматривать какое-то древнее растение, которое внезапно оказалось у неё в руках. Она его что, заранее на ходу сорвала, что ли? И вот ещё очень важный вопрос: если это растение действительно из мелового периода, как его воссоздали? Ладно динозавров – как получили их ДНК, нам объяснили. Но откуда у них ДНК древнего растения? В книге такого не было. Это выдумка киношников, и опять же – бессмысленная.

Но внимание с растения тут же переключается на огромного динозавра, которого только сейчас заметили. А до этого, значит, такую громадину не было видно, и дрожь земли от его шагов никто не почувствовал. Окей, понятно. Но сама сцена с динозавром великолепна, и выглядит он вполне натурально, ну прям живое существо. Не какая-нибудь кукла или робот, здесь отчётливо видны все движения его мышц. По тем временам это вообще был прорыв в кино, ничего подобного раньше не было. Да, с динозаврами создатели, конечно, постарались. Вот за это мы и любим этот фильм.


Стоять рядом с такой громадиной? Не, совсем не опасно!


Однако, если в книге самыми большими животными в Парке были апатозавры, то здесь нам демонстрируют брахиозавра, который значительно больше. Похоже, в киношном Парке нет особых проблем с содержанием настолько огромных животных. В книге же обсуждались такие проблемы – эти животные слишком много едят, для них попросту не хватило бы еды на таком маленьком острове. Плюс к этому – вы можете представить, какие кучи экскрементов будет оставлять каждое из таких животных? Утверждалось, что бактерии, которые разлагали бы эти кучи, судя по всему, вымерли много миллионов лет назад вместе с динозаврами. Не знаю, насколько это правдоподобно, но в любом случае, проблем с гигантскими животными было бы достаточно. С другой стороны, брахиозавр мне нравится больше апатозавров или диплодоков, так что я не имею ничего против его появления в фильме.

Далее все едут в центр для гостей, и Хэммонд провожает их в кинозал, где на большом экране показывают фильм о том, как учёные "Парка Юрского периода" клонируют динозавров. И за это создателей фильма тоже можно похвалить. Вот тут они подошли к делу творчески, показали интересно, да и сама идея очень даже правильная. В книге этого не было. Там просто проводили экскурсию, всё подробно разъясняя. С одной стороны, это тоже интересно, всё наглядно продемонстрировано, а экскурсовод может ответить на любые вопросы. Но с другой – не будут же всех туристов водить по лабораториям. Но и ничего не объяснять тоже нельзя, я не могу представить, чтоб хотя бы кому-то из посетителей Парка не было интересно, откуда здесь взялись живые динозавры. Так что действительно гораздо удобнее собрать всех в одном зале и показать документальный фильм. Вот только почему сам Хэммонд участвует в этом – разговаривает с самим собой на экране и как будто берёт у себя кровь? Он что, потом каждый раз будет делать это перед туристами? Или эту версию видео показывают только этим гостям, а потом будут крутить другую?



Не досмотрев фильм до конца, Грант вскакивает с места и идёт в лабораторию, а все остальные следуют за ним. В лаборатории они наблюдают вылупление детёныша динозавра, который вот так удачно именно в этот момент решил родиться. Потом Грант спрашивает: "Что это за вид?" Доктор Ву отвечает: "Велоцираптор". Грант: "Вы разводите и хищников?" Конечно они разводят хищников! Ты что, не понял этого, когда ранее Хэммонд сказал, что здесь есть тираннозавр?



В следующей сцене нам показывают загон со взрослыми велоцирапторами, но не объясняют, почему они содержатся рядом с административным центром, а не в глубине Парка. Самих динозавров в этой сцене мы не видим. Да там даже название этих животных не произносят, вот и попробуй понять, о ком они говорят.

Перейдём к экскурсии по Парку. К гостям присоединяются внуки Хэммонда, а нам напоминают, что Грант не любит детей. Все рассаживаются по электромобилям, и экскурсия начинается. Надо сказать, с декорациями и антуражем создатели тоже постарались. Всё такое яркое, запоминающееся – и здание центра для гостей, и электромобили, и ворота в парк – всё это выглядит великолепно и настолько врезается в память, что становится буквально символом и Парка, и фильма.






Кстати, ребят, у вас тут ограда не достроена. Это ничего?


Хэммонд, рассадив гостей по машинам, идёт на контрольный пост, где мы видим ещё одного персонажа – Рэя Арнольда. В книге Арнольда звали Джон, и почему в фильме его переименовали – не совсем понятно. Возможно, потому что Хэммонда тоже зовут Джоном, а сценаристы избегают одинаковых имён, чтобы зрители не запутались. Но что здесь путать, вообще? Арнольда по имени называют только один раз, и делает это сам Хэммонд.


А играет его Сэмюэл Л. Джексон, так что, оказывается, он ещё и чёрный.


Здесь же Хэммонд сообщает людям в машинах, что голос экскурсовода – это голос Ричарда Кайли. Как говорится, мелочь, а приятно. Хотя, возможно, такие детали волнуют только меня. Дело в том, что в книге это тоже было, но, во-первых, там можно было написать что угодно, а во-вторых, в фильме не обязано быть всё то, что было в книге, особенно если учесть, что съёмки шли полным ходом ещё до её публикации. И поэтому очень здорово, что они пригласили на озвучку настоящего Ричарда Кайли. И печально, что в нашем дубляже об этом не узнаешь. Там Хэммонд просто говорит: "Голос известного актёра, вы узнали?" Я догадываюсь, почему так. Неважно, чей голос в оригинале, в дублированной версии мы его всё равно не услышим. Да и многие ли у нас знают, кто такой Ричард Кайли? Да, я его не знаю, и слышать его голос для меня совсем не обязательно. Но всё равно интереснее, когда у них там не какой-то безымянный актёр, который, возможно, известен лишь во вселенной этого фильма, а реальный человек.

Ну и, собственно, что можно сказать об экскурсии? То, что во время неё не было видно ни одного динозавра. Знаете, это смахивает на троллинг не только персонажей, но и зрителей. Мол, вот тут у нас дилофозавры, но вы их не увидите, а вот тут – тираннозавр, но его тоже не видно. А всё почему? А потому, что взрослых хищников в киношном Парке можно увидеть только тогда, когда они собираются съесть вас.

Я понимаю, это был первый фильм с такими технологиями, каждое появление динозавров на экране требовало немалой работы. Поэтому создатели не могли позволить себе роскошь показывать динозавров по каждому поводу. Поэтому ранее нам не показывали взрослых велоцирапторов, хотя сцены с их участием были дважды. Но если говорить об экскурсии – то как же это глупо для сюжета! То есть, выходит, когда Парк откроется, экскурсанты могут проехать на электромобилях туда и обратно, и ничего не увидеть? Представляю, Хэммонд потом такой встречает их и говорит: «Ну извините, ребята, не повезло вам. Бывает, что поделаешь? Деньги не возвращаем!» Уж лучше бы создатели всё-таки потратились на то, чтобы хотя бы мельком показать какого-нибудь динозавра. Ведь не поленились же ранее создать паразауролофов, видневшихся вдали рядом с брахиозаврами.

Кстати, похоже, Ричард Кайли здесь был нужен только для того, чтобы рассказать в начале экскурсии о дилофозаврах. Больше он ничего не говорит. И пока пассажирам больше нечего делать во время поездки, у Малкольма появляется возможность рассказать Элли о теории хаоса. Тем временем, в окнах машины мы можем видеть, что в этой части острова ограждений нет! Нормально, да? То есть, здесь динозавры могут свободно разгуливать по Парку и выйти даже на дорогу прямо перед электромобилями. А могут и атаковать машины, почему бы нет? Да, они травоядные, но трицератопсы, к примеру, вполне могут оказаться такими же агрессивными, как носороги.

Ну а потом люди выходят из машин и находят трицератопса, который находится под действием транквилизатора. И становится понятно, что отсутствие ограждений в этой части Парка – это не ляп, так и задумывалось. То есть по замыслу сценаристов персонажи должны были спокойно подойти вплотную к динозавру, и ничто не должно стоять у них на пути. В книге, правда, подобное тоже было, только не с трицератопсом, а стегозавром.



В этой сцене появляется ещё один персонаж – ветеринар Хардинг. Жаль, что у него, как и у генетика Ву, здесь всего лишь эпизодическая роль, в книге его было гораздо больше. Но зато позже он стал одним из главных героев игры "Jurassic Park: The game", сделанный по мотивам фильма. Только почему-то он там выглядит совсем иначе, и форма у него другая, да и сюжетная линия немного не вписывается в события фильма.

И именно в этой сцене Малкольм произносит свою знаменитую фразу.


"Большая куча дерьма."


Куча там и правда огромная, но что-то сомнительно, что трицератопс бы столько навалил. Если многие динозавры больше современных животных, это не значит, что они будут откладывать кучи размером с половину себя.

А рядом ещё одна куча, но значительно меньше. И именно в ней Элли копается руками. Что она хочет там обнаружить? Она что, без всяких экспертиз сама способна определить, что ел и чего не ел динозавр? Кстати, в фильме причину периодически повторяющейся болезни трицератопса так и не нашли, а вот в книге эту загадку разгадали. И там для этого никому не пришлось копаться в экскрементах.

Тем временем на контрольном посту узнают, что к острову приближается ураган, и поэтому экскурсию придётся прервать. Гости Парка, кроме Элли, садятся в электромобили и едут обратно в центр для гостей. При этом уже значительно стемнело, и дело не только в накрывших небо тучах. И вот вопрос – а если бы не ураган, если бы не пришлось отменить экскурсию, она бы так и продолжалась в темноте? В этом Парке и при дневном свете динозавров не видно, а тут-то что разглядишь?

Ну а дальше события разворачиваются по закону «если что-то может пойти не так, то это обязательно случится». Деннис Недри идёт воровать эмбрионы, и для этого отключает охранную систему Парка. И если в административном центре отключились только замки на дверях, то в самом Парке электричества не стало вообще. Электромобили остановились, и ни где-нибудь, а именно возле вольера с тираннозавром. Совпадение, но без него бы и сюжета не было. Вот только почему-то когда машины останавливались, было видно, что они находятся среди зарослей, буквально в тоннеле из кустов. А в сцене с нападением тираннозавра никаких растений около машин нет.

Итак, сцена с тираннозавром. В начале мы видим, что козёл, которым ещё днём пытались приманить т-рекса, всё ещё на месте. Люди в машинах сидят, ждут, когда возобновится подача электричества, и они поедут дальше. И вот в какой-то момент они чувствуют толчки, дрожание земли от чьих-то тяжёлых шагов. И судя по временному интервалу между этими толчками, тираннозавр движется со скоростью десять шагов в минуту. И вдруг внезапно Тим и Лекси обнаруживают, что козёл исчез! То есть, тираннозавр подошёл, схватил козла так, что этого никто не заметил, и тут же куда-то скрылся, чтоб его не видели. А потом внезапно оторванная козья нога падает на крышу одного из электромобилей. И у меня вопрос – что же такого тираннозавр сделал с козлом, что его нога отлетела за другую сторону ограждения? Он что, откусил ногу и решил её отшвырнуть в сторону? Ну да, конечно, животные обычно так и делают со своей едой. Ну а в следующих кадрах нога с крыши машины то исчезает, то снова появляется.

И тут наконец-то люди замечают тираннозавра, который стоит буквально рядом с ограждением. Ага, а до этого он, наверное, был невидимым. Дженнаро выбегает из машины и бежит в стоящий неподалёку туалет, чтобы спрятаться. Эх, а в книге Эд Реджис убежал гораздо дальше, и спрятался надёжнее. И вообще, откуда посреди парка туалет? Для экскурсантов, которым сильно приспичит? Ну, если бы кто-то из них захотел посетить туалет, ему бы пришлось выскакивать из движущегося электромобиля и отстать от экскурсии.

Тираннозавр ломает ограду и выходит на дорогу. И Грант говорит Малкольму: «Не двигайтесь. Он видит только движущиеся предметы». Эй, а ты откуда это знаешь? С чего ты взял? В книге такая особенность у динозавров действительно была, но Грант обнаружил её позже. Сначала – когда тираннозавр никак не мог его обнаружить, и потом, когда специально проверил эту гипотезу на майязавре. Кстати, что странно, во второй книге Крайтон почему-то это опроверг. Там речь шла о том, что какой-то палеонтолог-недоучка высказал предположение о том, что глаза динозавров устроены так, что не видят неподвижные предметы, но более умные учёные в эту теорию не верили, а на практике она тем более не подтвердилось. О событиях первой книги Крайтон как будто забыл.

В этой же сцене обнаруживается способность тираннозавра телепортироваться. В первый раз это происходит сразу после его появления. Сначала т-рекс проходит между двумя автомобилями, отдаляясь от ограды, а когда через пару секунд Лекси светит на него из фонарика, он снова стоит возле ограждения. Второй раз, когда Грант выскакивает из машины, чтобы отвлечь тираннозавра. Вот т-рекс только что наваливался на перевёрнутую машину с детьми, а через секунду уже стоит в шаге от неё. И третий раз будет в конце фильма, когда он внезапно телепортируется в центр для гостей. Видимо, когда он хватал козла, а потом незаметно приблизился к ограде, он тоже телепортировался.


А ещё здесь видно, что изначально тираннозавр был гораздо ближе к первой машине.


Вот ещё по поводу того, что динозавры не видят неподвижные предметы. Тут есть момент, когда Грант обхватил Лекси и говорит ей, чтоб она не шевелилась, и тогда зверь их не заметит. Ну хорошо, они не шевелятся, но тираннозавр уткнулся в них прямо носом. Неужели у него совсем нет обоняния и он так и не понял, что за предмет перед ним? Мог бы понять, что это что-то съедобное. А как он тогда поедает убитых животных? Они ведь тоже лежат неподвижно, и он вроде как не должен их видеть. Да и почему бы ему хотя бы не толкнуть Гранта и Лекси ради проверки? Но нет – он как будто их не видит, но при этом всё равно обходит, чтобы приблизиться к машине.

Ну а то, что дальше – такая сюжетная дыра, что просто слов нет! Грант и Лекси перелезают через бетонный барьер возле вольера тираннозавра, и вдруг оказывается, что с другой стороны обрыв! Это как?! Его же не было раньше, иначе тираннозавр вообще не выбрался бы оттуда. Мы же видели раньше, что земля за оградой была на одном уровне с дорогой, так с чего там вдруг возникла пропасть? Сценаристы, вы о чём там думали, вообще?

Грант и Лекси спускаются вниз по порванной проволоке от ограждения, а т-рекс бросает им вслед электромобиль с Тимом внутри. Машина падает и застревает в ветвях дерева, которое растёт рядом со стеной. Позже, когда Грант будет вытаскивать Тима из машины, это будет происходить в совсем другом месте, и никакой стены на заднем плане видно не будет.

Мы снова возвращаемся на контрольный пост. И что мы видим? Элли уже там! Как же она там оказалась? Да, нам говорили, что она вернётся назад вместе с Хардингом на его джипе, но тогда вопрос – а где они ехали? Точно не по главной дороге, ведь тогда бы они проезжали мимо электромобилей. Скорее всего, они ехали по служебной дороге, как и в книге, но проблема в том, что в фильме ни о каких служебных дорогах не говорится. Может, я излишне придираюсь, но мне кажется, что когда зритель видит Элли, которая вот так внезапно уже вернулась, у него должен возникать вопрос, каким образом она это сделала?

И вот тут наконец-то Хэммонд просит Малдуна взять джип и съездить за застрявшими в Парке людьми. А почему сразу нельзя было так сделать? В книге Малдун так и хотел, но проблема была в том, что ехать было не на чём. Один джип забрал Недри, а другой – Хардинг. Поэтому им пришлось связываться с Хардингом, что было непросто из-за плохой связи, и велеть ему срочно возвращаться назад. Здесь же, как оказывается, Хардинг с Элли уже вернулись, но Малдун совсем не спешит спасать гостей Парка.

И вот, наконец-то, нам показывают, что же случилось с Недри. И тут явное нарушение хронологии. Ну не мог он ехать так долго, эта сцена должна была произойти ещё до нападения тираннозавра на электромобили. В книге говорилось, что Недри должен был доехать до пристани за три минуты, но к тому моменту, когда он понял, что заблудился, прошло уже шесть. Ну ладно, будем считать, что в фильме путь до пристани гораздо длиннее. В общем, джип застревает в грязи, Недри вылезает, чтобы вытащить его, и тут перед ним появляется какой-то динозавр. Помните, Ричард Кайли рассказывал о дилофозаврах? Самих зверей тогда так и не показали, но вот сейчас, увидев это существо, мы должны догадаться, что это и есть дилофозавр. Ну да, конечно. Только на дилофозавра он не очень похож. На самом деле он должен быть гораздо крупнее. Говорят, что в фильме его специально изменили, чтобы зритель не спутал его с велоцираптором. Но как вообще их можно спутать? Во-первых, дилофозавр гораздо крупнее, во-вторых – у него же на голове гребень, это вообще очень значимое отличие. Но киношники решили, что надо сделать дилофозавра меньше велоцираптора, и только тогда их не будут путать. Логика!

Ну а то, что они ещё придумали ему какой-то воротник на шее – это вообще бред. Откуда они это взяли? И ведь именно в таком образе дилофозавр потом появился в компьютерных играх.



Кстати, эти умники на стадии создания фильма ещё приделали велоцирапторам змеиные языки. Серьёзно, раздвоенные змеиные языки, и уже сделали анимацию, как рапторы высовывают их, чтобы ощупать, что находится перед ними. Что динозавр, что змея – всё одно и то же! Слава Богу, консультант фильма – палеонтолог Роберт Бэккер – объяснил этим гениям, что такого быть не должно. Наверняка он и про дилофозавра объяснял, но в этом случае его явно не послушали.

Итак, дилофозавр атакует Недри и начинает в него плеваться. В книге объяснялось, что яд дилофозавра способен ослеплять при попадании в глаза, поэтому они и плюются. В фильме же непосвящённому зрителю остаётся только гадать, какого чёрта он это делает вместо того, чтобы просто наброситься на жертву. Но киношный Недри, в отличие от книжного, таки добегает до джипа и успевает залезть внутрь. Неужели ему удастся спастись? Ага, щас! Не с этими сценаристами! Оказывается, дилофозавр уже поджидает его в машине! Ну серьёзно, что за бред? Когда бы он успел туда залезть? Он тоже умеет телепортироваться, да? Или это вообще другой дилофозавр, который заранее там спрятался и поджидал добычу? Тогда куда делся первый? Снаружи возле машины никого нет.

Тем временем Гранд с детьми уходят в джунгли, а Элли с Малдуном приезжают на место нападения тираннозавра на электромобили. Вот только почему-то они подъезжают не с той стороны – как будто ехали из глубин парка, а не от главного входа. Если предположить, что они просто объехали по служебной дороге, то они поступили нелогично. А что, если бы люди из электромобилей вышли из машин и шли по главной дороге? Тогда бы сразу можно было подобрать их не кататься зря по Парку.

Элли и Малдун находят раненого Малкольма и сажают в свой джип. Потом обнаруживают второй электромобиль за оградой. Быстренько так спускаются, проверяют его и также быстро выбираются обратно, чтобы успеть уехать от вернувшегося тираннозавра. Откуда они вообще выбегают перед тем, как сесть в джип? Явно не со стороны ограждения. Из каких-то кустов, из которых через пару секунд вышел и сам тираннозавр.

Кстати, вопрос. Что за охранная система в киношном Парке? Такое ощущение, что вообще никакая. Сбежал тираннозавр – и всё, катастрофа! Ничего поделать с этим нельзя, Парку конец! В книге с охраной и вооружением тоже были проблемы, но не такие! И там подробно описывалось, с чем это связано. Просто руководство тряслось за каждое из своих животных и боялось, что, не дай Бог, кто-нибудь из зверюшек погибнет. Поэтому Малдуну не выделяли всё то оружие, которое он требовал. Но даже при этом кое-какое приличное вооружение у него имелось. Было смертельное оружие, которое он использовал против велоцирапторов, был и транквилизатор, которым он в конце концов обезвредил тираннозавра. Вместе с этим в книге описывалось, как шли восстановительные работы, а сбежавшие животные возвращались на положенные места. В целом, порядок в Парке удалось бы навести, если б не одна роковая ошибка, из-за которой велоцирапторам удалось сбежать из своего загона. В фильме же получается, что вот случилась беда – и всё, ничего не поделать. Людям остаётся только искать способ выбраться с острова. А если вспомнить первую сцену фильма – несчастный случай при транспортировке – то это самое наглядное доказательство, как тут всё плохо с безопасностью. Они ведь даже не смогли обезвредить динозавра, сидящего в клетке! Да этот Парк сразу надо было закрывать, безо всяких инспекций!

Перейдём к тому моменту, когда Элли и Малдун пошли к техническому корпусу. Перед этим Арнольд перезагрузил систему, чтобы стереть из неё всё, что там натворил Недри, затем пошёл включать рубильники в техническом корпусе, но так и не вернулся. Устав ждать, Элли решила пойти туда сама, а Малдун вызвался её сопровождать. И вот они выходят из убежища, которое находится как раз таки возле загона велоцирапторов, и обнаруживают, что эти самые велоцирапторы вырвались на свободу. Малдун недоумевает, зачем Недри отключил электропитание на заграждении у хищников. И действительно, зачем? В книге всё было совершенно иначе. Там Недри отключил электричество только во внутреннем парке, чтобы ограда под напряжением не мешала ему пройти. В административном центре электричество было, как прежде. И книжный Арнольд так же перезапускал систему, и когда он это сделал, казалось бы, всё восстановилось. Однако, Арнольд не знал, что включилось лишь вспомогательное питание, нужное для того, чтобы спуститься в технический корпус и запустить систему полностью. Вспомогательное питание значительно слабее основного, и когда обнаружилось, что главный генератор всё ещё отключен, прошло пять часов с момента перезапуска системы. И за эти пять часов велоцирапторы как раз и успели сбежать. Фильм, опять же, не обязан повторять всё, что было в книге, да и не нужно это в данном случае, но зачем вообще нужно было говорить, что хищники сбежали по вине Недри? Это можно было бы объяснить и тем, что они воспользовались моментом, когда электричество отключилось при перезапуске системы.

Итак, Элли добегает до технического корпуса, и ей удаётся включить электричество. Малдуна тем временем убивает велоцираптор, поскольку он больше не нужен сюжету. Грант с детьми, наконец, возвращаются в центр для гостей и обнаруживают, что там никого нет, все куда-то делись. Грант оставляет Тима и Лекси в фойе, а сам идёт искать остальных. И идёт он… обратно на улицу? Эй, а тебе не приходило в голову, что надо бы подняться на второй этаж, поискать там, заглянуть на контрольный пост? Нет? А, ты прочитал сценарий и знаешь, где нужно искать Элли! Ну тогда ладно. Тим и Лекси, оставшись одни, усаживаются за стол, весь уставленный едой, и начинают есть. Только непонятно – кто тут наставил столько еды и для кого?

Кстати, самое время задаться вопросом – а куда, собственно, делись все люди? Все рабочие, учёные? Доктор Ву, ветеринар Хардинг? Почему остров вот так внезапно опустел? В фильме есть на это намёки, но это настолько бредово, что я отказывался воспринимать их всерьёз. Но в игре "Jurassic Park: The game" прямо говорится, что так и есть. Оказывается, все рабочие уплыли на корабле, об отбытии которого сообщалось в первой половине фильма. То есть, получается, что все рабочие и учёные, отработав свой рабочий день, отплывают домой на материк? И вот так каждый день – утром приплывают, вечером – уплывают обратно? Что за бред?! Кто это придумал? Да до материка плыть восемнадцать часов, как говорилось в книге. Даже если допустить, что рабочие уплывают не каждый вечер, а только на выходные, это же всё равно нелепо. Получается, из всего персонала на острове остаются только Арнольд и Малдун? Или они обычно тоже уплывают, а в этот раз остались по случаю экскурсии для первых гостей Парка? Короче, придумавший это – тот ещё гений.

И вот, наконец-то, нам во всей красе показывают велоцирапторов. Тим и Лекси прячутся от хищников в кухне, но те всё равно туда приходят. Детям удаётся убежать и они встречаются с Грантом и Элли. Грант к этому времени уже обзавёлся дробовиком, но не надейтесь – ни одно оружие в этом фильме так и не выстреливает.


Размеры велоцирапторов в массовой культуры наоборот преувеличены.


Наши герои бегут на контрольный пост, и Грант остаётся возле двери, чтобы не позволить раптору открыть её. Потому что в Парке настолько надёжная охранная система, что на дверях даже нет какой-нибудь щеколды. Только замки, открывающиеся с помощью магнитных карточек, но они в данный момент не активированы. Элли сначала подбегает к компьютеру, но увидев, что велоцираптор ломится в комнату, бросается к двери, чтобы помочь Гранту удержать её. Она пытается ногой дотянуться до дробовика, который выронил Грант, но у неё не получается. Ну отодвинулась бы от двери на секундочку, что случилось бы? Зато оружие бы заполучила. Вы же всё равно не можете подпирать дверь до скончания веков. И вообще, чего вы там вдвоём держите дверь, когда вам надо только удерживать дверную ручку, чтобы раптор её не повернул? Но даже при всём этом могли бы просто попросить Тима подать вам ружьё, почему до этого никто не додумался?

Благо Лекси быстро так разобралась в компьютере и наладила работу и системы безопасности, и телефонов. Грант звонит Хэммонду и велит ему вызвать вертолёт с материка. Ну а далее им снова приходится спасаться от велоцирапторов.

И вот финальная сцена в фойе центра для гостей. Один раптор преградил путь к выходу, а второй – путь к отступлению. И вот тут у нас очередная телепортация тираннозавра. Только что его никто не видел, и вдруг он внезапно хватает одного из рапторов. Кроме как телепортацией это не объяснить. Ведь только что мы видели локацию с разных ракурсов, и его там точно не было, а если бы он подошёл, то все бы почувствовали землетрясение от его шагов. А рапторы вообще задолго бы почуяли его запах. Да и вообще – как бы эта громадина прошла в такие маленькие двери? В общем, сценарист, ты нас убедил – динозавры умеют телепортироваться.

Воспользовавшись моментом, люди выбегают на улицу, а второй раптор кидается на т-рекса, убившего его собрата. Честно говоря, я очень сомневаюсь, что он стал бы в одиночку атаковать такого здоровяка. На что он мог рассчитывать? Что укусит его в спину, и тот сдохнет? Но какое нам дело до здравого смысла? Тут всё происходит ради зрелища! Тираннозавр, по идее, тоже должен был бы схватить этого раптора челюстями и прикончить его так же, как и первого раптора, и как ранее он убил галлимимуса. Но нет – т-рекс размахивается, и швыряет раптора прямо в скелет динозавра, стоящий посреди фойе. Потому что это круто! А потом он стоит и круто ревёт, а прямо перед ним эффектно падает баннер Парка юрского периода. Эпичная концовка, не поспоришь!



На улице, тем временем, как раз подъезжает джип с Хэммондом и Малкольмом, и все уезжают к вертолётной площадке. Стоп, а откуда вы знаете, что Малдун погиб? Может, он всё ещё там в зарослях охотится на рапторов, а вы даже не вспоминаете про него? Решили бросить его, лишь бы самим скорее свалить с острова? И правда, чёрт с ним!

Короче, приезжают они к площадке, и надо же – вертолёт уже ждёт их! Вот это скорость – так быстро прилетел с материка! В общем, всё кончается хорошо, герои улетают с острова, и в конце нам показывают, что Грант теперь любит детей.


Это не все ляпы, есть и другие, но не столь значительные. Есть множество огрехов при монтаже, например, не раз было такое, что сначала автомобили стоят, а в следующем кадре только останавливаются. То персонажи телепортируются с места на место, то различные предметы внезапно исчезают между кадрами. Подобное бывает и в других фильмах, но здесь всего этого слишком много. Но всё это не делает фильм плохим. Самое главное, что он даёт нам то, чего не может дать книга – практически живых динозавров. В книге динозавров было гораздо больше, и описаны они настолько ярко и подробно, что даже человек, который никогда не видел их ни в кино, ни на картинке, вполне сможет их представить. Но одно дело воображение, и совсем другое – увидеть на экране. Вот ради этого и стоит смотреть и пересматривать этот фильм. И вторую часть тоже, и третью. И "Мир Юрского периода" смотреть можно, но только как зрелищный блокбастер, а не приключенческий фильм про динозавров.

@темы: Парк Юрского периода, О кино, Книги